СРЕДНИЙ БРОНЕАВТОМОБИЛЬ БА-10
Бронеавтомобиль БА-10 был создан в 1937 году на Горьковском
автомобильном заводе (конструкторы А. А. Липгарт, О. В. Дыбов, В. А. Грачев и
др.) на базе трехосного грузовика ГАЗ-ААА. Но рама бронеавтомобиля укорочена на
20 см, а кормовая часть корпуса срезана на 40 см. Этому бронеавтомобилю
предшествовали машины ВА-6 (1935), на которых впервые применены пулестойкие
шины из губчатой резины, БА-6М (1936) и БА-9 с пулеметным вооружением (1936).
От образца к образцу машина совершенствовалась. Бронеавтомобиль БА-10 получил
усиленную переднюю ось, подвеску с гидроамортизаторами. Тормоза с передних
колес были сняты и введен центральный тормоз в трансмиссии, причем в результате
сокращения базы машины потребовалась ее перекомпоновка. Все это повысило
ходовые качества бронеавтомобиля. Он преодолевал подъемы в 24 ° и брод глубиной
до 0,6 м. Запасные колеса были укреплены по бортам так, что при наезде на
препятствие проворачивались и не позволяли машине сесть на днище.
На бронеавтомобиле БА-10 установлен двигатель ГАЗ-М-1 мощностью
50 л. с. Топливные баки защищены дополнительными бронелистами. Запас хода по
шоссе 300 км. Машина оснащена радиостанцией. С 1939 года выпускался
модернизированный вариант БА-10М с усиленной броневой защитой. Другой вариант —
БА-10 жд — приспособлен для движения по железной дороге. Для этого на передние
и задние колеса надевались металлические бандажи. Средняя пара колес
вывешивалась.
Бронеавтомобили БА-10 были массовыми, сильно вооруженными
машинами и применялись в боях на
р. Халхин-Гол (1939)
и в начале Великой Отечественной войны.