БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-50П
Бронетранспортер создан в 1952 году на базе легкого плавающего
танка ПТ-76 конструкторами Ленинградского Кировского завода под руководством Ж.
Я. Котина. Относится он к машинам полузакрытого типа, крыши под десантным
отделением нет. К переднему броневому листу слева приварена башенка командира с
тремя смотровыми приборами. Эта многоцелевая машина способна перевозить как
людей, так и боевую технику массой до 2 т. Последняя грузится на крышу
расположенного в корме моторно-трансмиссионного отделения. Для ее погрузки и
закрепления служат откидные аппарели и лебедка в десантном отделении. Вот
некоторые варианты нагрузки: 57- или 76-мм пушка, до 25 выстрелов к ней и 5
человек расчета; 85-мм пушка и 2 человека расчета; автомобиль ГАЗ-69 и 7
человек десанта и так далее. Из орудий можно вести огонь с машины даже на
плаву. Бронетранспортер оснащен дизельным двигателем В-6В мощностью 240 л. с.
Силовая передача, ходовая часть и водометный движитель такие же, как на танке
ПТ-76. Запас хода по шоссе 260 км, на плаву — 70 км. Вооружения БТР-50П не
имел, но машины следующей модификации БТР-50ПА получили 14,5-мм пулемет КПВТ на
турели. В 1955 году на базе БТР-50П была создана самоходная зенитная установка
ЗТПУ-2, вооруженная двумя 14,5-мм пулеметами КПВТ (боевая масса 13,6 т, экипаж
5 человек). В 1957 году появилась новая модификация — БТР-50ПК с полностью
закрытым корпусом (боевая масса 14,2 т, экипаж 2 человека, десант 20 человек),
а в 1958 году — командно-штабные машины БТР-50ПУ, созданные на базе бронетранспортеров БТР-50П
и БТР-50ПК, также
с полностью закрытым
корпусом.