БРОНИРОВАННАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-ДОЗОРНАЯ МАШИНА БРДМ-2
В 1954 году коллектив конструкторов Горьковского автомобильного
завода под руководством В. А. Дедкова (ведущий конструктор В. К. Рубцов)
приступил к разработке новой бронемашины, взяв за основу сконструированный
ранее четырехколесный бронетранспортер БТР-40. С 1958 года под маркой БРДМ
машина стала поступать в войска. Ее боевая масса 5,6 т, она могла перевозить 5
человек. Рациональной формы полностью закрытый корпус позволял ей развивать на
плаву с помощью водометного движителя скорость до 9 км/ч. Карбюраторный
двигатель ГАЗ-40П мощностью 90 л. с. обеспечивал скорость до 80 км/ч. Запас
хода по шоссе достигал 500 км, на плаву — 85 км. Ходовая часть состоит из
основного двигателя с приводом на обе оси и четырех малых дополнительных колес.
При движении по дороге эти колеса подняты, а при переходе через окопы и другие
препятствия опускаются с помощью гидроприводов и приводятся во вращение
роликовыми цепями. БРДМ преодолевает подъемы до 31 °, рвы шириной до 1,2 м,
снег глубиной до 0,65 м. Машина вооружена пулеметом калибра 7,62 мм на
вертлюжной установке в передней части рубки.
В 1962 году в войска поступила разведывательно-дозорная машина
БРДМ-2. Ее вооружение размещено в башне, а двигатель (ГАЗ-41 мощностью 140 л.
с.) и трансмиссия перенесены в корму корпуса. Увеличились скорости на суше и на
плаву и запас хода (750 км по шоссе и 180 км на плаву). На базе БРДМ
выпускались истребители танков, вооруженные противотанковыми управляемыми
ракетами (ПТУР), а также машины радиационной и химической разведки БРДМ-2рбх
(боевая масса 7,09 т, экипаж 3 человека). БРДМ является машиной высокой
проходимости и маневренности.