Увидеть главную страницу

 

Краткий курс истории советской (Российской) бронетехники в период с 1918 до 1980.

 

Впервые танки в бою применили в 1916 году англичане, но разработка танков с начала века велась и в других странах, в том числе в нашей. Первым серийным танком отечественной конструкции стал МС I (1927). Когда же в годы первой пятилетки были заложены основы тяжелого машиностроения, встал вопрос о переоснащении Красной Армии современной боевой техникой. Было принято решение о создании полного комплекса бронетанковой техники. Советские конструкторы и рабочие успешно справились с этой задачей.

Наша промышленность в 30-е годы в большом количестве выпускала танкетки Т-27, легкие танки Т-37А, Т-38, Т-26, БТ, средний танк Т-28, тяжелый Т-35. Отечественные машины не уступали лучшим зарубежным образцам, а нередко превосходили их по ряду тактико-технических характеристик. Это в первую очередь относилось к их вооружению. Однако бронирование всех танков оставалось противопульным. Опыт гражданской войны в Испании (1936 —1939) выявил необходимость усиления бронирования. И наша промышленность к началу Великой Отечественной войны дала армии танки противоснарядного бронирования с 1940 года выпускались средний танк Т-34 (по общему признанию, лучший танк 'второй мировой войны) и тяжелый танк КВ. С первого дня войны они участвовали в боях и, по мнению немецких военных специалистов, показати «превосходство в вооружении, броне, маневренности». Это превосходство они удерживали до 1943 года. Появление в 1943 году у противника новых танков «Пантера», «Тигр» и САУ с сильным вооружением и бронированием привело к модернизации прежде всего по вооружению наших танков Т-34 и КВ. С конца 1943 года стал выпускаться танк ИС-2 с 122-мм пушкой. Легкие танки Т-40, Т-50, Т-60, Т-70 и Т-80 выпускались в 1941 — 1943 годах. До конца войны Т-34-85 оставался основным танком Красной Армии (с 1940 по 1946 год было выпущено более 60 тысяч). Ему на смену пришли новые, еще более могучие машины, сконструированные с учетом опыта войны: танки Т-44 (1944), Т-54 (1946), Т-55 (1955), Т-62 (1961). Танк Т-62 впервые в мировом танкостроении был вооружен гладкоствольной (не имеющей нарезов) пушкой, позволяющей получить очень высокую начальную скорость бронебойного снаряда. С 1966 года выпускаются танки Т-64, а с 1973 года — Т-72. Они составляют основу танкового парка Советской Армии.

В конце 1942 года на вооружение поступили самоходные установки СУ-76 и СУ-122, предназначенные для непосредственной поддержки пехоты и танков. Ответом на появление толстобронных немецких танков стал выпуск наших СУ-85 (1943), СУ-100 и ИСУ-122 (1944). Тяжелые артсамо-ходы СУ-152 и ИСУ-152 выпускались для поддержки танков при преодолении укрепленных позиций. Зенитные самоходные установки ЗСУ-37 начали поступать на вооружение с 1944 года. В послевоенные годы были созданы крупнокалиберные пулеметные установки на базе колесных и гусеничных бронетранспортеров. В конце 60-х годов начался выпуск принципиально новой зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4.

Бронеавтомобили — легкобронированные колесные машины, предназначенные для разведки и связи. Строились они на базе народнохозяйственных автомобилей, что облегчало и удешевляло производство. С 1927 года до начала Великой Отечественной войны было выпущено около 30 образцов БА. Последним был БА-64, больше бронеавтомобилей мы не строили. Их успешно заменили другие колесные машины, созданные для разведки: легкие БТР и бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ).

Серийные бронетранспортеры в нашей стране выпускаются с 1950 года. Сначала были БТР-40 на базе армейского грузовика ГАЗ-63 и БТР-152 на базе грузовика ЗИС-151. Потом появился восьмиколесный БТР-60, его в 1972 году сменил БТР-70 с более мощными двигателями. Первым гусеничным бронетранспортером был БТР-50П, выпускавшийся с 1952 года.

Что же отличает послевоенные бронированные машины от их предшественников? Прежде всего повысились их тактико-технические характеристики — вооружение, бронирование, маневренность, надежность и другие. Иными словами — пушки больших калибров с более эффективными боеприпасами, толще броня, мощнее двигатели (дизели, которые могут работать почти на любых видах топлива), новые системы подвески и так далее. Но появились и принципиальные новинки. Создание оружия массового поражения, прежде всего ядерного, заставило оснастить все современные боевые машины, имеющие полностью закрытый герметизированный корпус, системой противоатомной защиты. Она состоит из фильтровентиляционной установки, которая подает очищенный воздух под небольшим избыточным давлением, что препятствует проникновению загрязненного наружного воздуха внутрь машины. На некоторых машинах (Т-55) имелся и так называемый «подбой», то есть слой материала, поглощающего нейтроны, возникающие при ядерном взрыве. Благодаря этому, а также броневой защите и прочной конструкции бронетанковая техника обладает высокой степенью выживаемости в зоне применения ядерного, бактериологического и химического оружия. Стабилизаторы танкового оружия, лазерные дальномеры, инфракрасные ночные прицелы, баллистические вычислители служат для достижения высокой меткости, скорострельности и дальности стрельбы. Все танковые пушки снабжены эжекторами для удаления пороховых газов из канала ствола и предотвращения проникновения их в танк. Необходимым является способность боевых машин преодолевать водные преграды либо на плаву, либо по дну. Оборудование для подводного вождения (ОПВТ) имеют все современные танки. Добавим сюда приборы ночного видения, радиационной разведки, автоматическое противопожарное оборудование, навигационное оборудование, и мы получим хотя бы приблизительное представление о том, как сложна современная бронетанковая техника и сколь велики ее возможности.

 

 

Увидеть главную страницу

 

Hosted by uCoz