ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ МП-1
Гидросамолет
МП-1 со свободнонесущим крылом («летающая лодка») был создан под руководством
авиаконструктора Г. М. Бериева и являлся пассажирским вариантом ближнего
морского разведчика МБР-2 со снятым вооружением. Летные испытания провел летчик
Б. Л. Бухгольц в 1932 году. Самолет строился серийно с 1933 по 1940 год в двух
вариантах — МБР-2 и МП-1. В годы Великой Отечественной войны МБР-2
использовался для морской разведки. На самолете был установлен двигатель М-176
мощностью 368—535 кВт (500 — 730 л. с.). Фюзеляж (лодка) и крыло выполнены в
основном из дерева, обшивка полотняная. На МП-1 пассажирская кабина была
оборудована шестью креслами. С 1937 года на МП-1бис и МБР-2-АМ-34 был
установлен мотор мощностью 552—611 кВт (750 — 830 л. с.) и увеличено
вертикальное оперение. МН-1бис эксплуатировался на авиалинии Одесса — Батуми.
На самолете МП-1 летчица П. Д. Осипенко установила четыре женских
официальных рекорда для гидросамолетов: в мае 1937 года подъем на высоту без
груза и с контрольным грузом 500 кг и 1000 кг; в мае 1938 года — рекорд
дальности по замкнутому маршруту. В июле 1938 года экипаж в составе П. Д.
Осипенко, В. Ф. Ломако и М. М. Расковой осуществил беспосадочный перелет из
Севастополя в Архангельск, установив тем самым два официальных рекорда — полет
на дальность по прямой и по ломаной линии. Самолет МП-1 широко использовался на
Крайнем Севере в мирное время и в годы Великой Отечественной войны.
Основные данные МП-1бис: взлетная масса — 4640 кг, нагрузка на
крыло — 84,5 кг/м 2, максимальная скорость — 260 км/ч, нагрузка — 1521 кг.