ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ Ш-2
Легкий
трехместный гидросамолет амфибия Ш-2 был создан под руководством авиаконструктора
В. Б. Шаврова. Первый полет на нем провел пилот Б. В. Глаголев летом 1930 года.
Самолет строился серийно в 1933—1934 годы. Это был первый отечественный крупносерийный
гидросамолет (выпущено несколько сотен экземпляров). В 1933 году был построен
санитарный вариант Ш-2 (16 экземпляров). С 1939 года самолет строился серийно
на ремонтных базах гражданского воздушного флота.
Самолет Ш-2 — подносный полутораплан с двигателем воздушного
охлаждения М-11 мощностью 73,5 кВт (100 л. с.) и верхним расположением главного
крыла. На стоянке для удобства хранения крылья могли складываться назад. Шасси
подъемное (из кабины пилота), состояло из двух ног с полуосями и колес с
амортизацией из растянутых резиновых жгутов. Вместо колес могли применяться
лыжи.
Самолет Ш-2 широко эксплуатировался в Аэрофлоте до 1964 года. Он
использовался для ледовой разведки с кораблей, для перевозки пассажиров и почты
по рекам и озерам Сибири, на Каспии применялся для разведки рыбы и тюленей. При
гибели парохода «Челюскин» Ш-2, находившийся на его палубе, был спасен; на нем
пилот М. С. Бабушкин и механик Г. С. Валавин перелетели из лагеря О. Ю. Шмидта
в Ванкарем и там приняли участие в организации спасения челюскинцев. В Великую
Отечественную войну Ш-2 служил для связи с партизанами.
Основные данные Ш-2 (санитарный): взлетная масса — 1000 кг,
нагрузка на крыло — 40,5 кг/м 2, максимальная скорость — 138
км/ч, полная нагрузка — 320 кг.