ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ АИР-6
Легкий
пассажирский трехместный подносный моноплан АИР-6 был создан под руководством
авиаконструктора А. С. Яковлева. Летные испытания проведены в мае 1932 года
летчиком Ю. И. Пионтковским. Самолет строился серийно до 1936 года. На нем был
установлен двигатель воздушного охлаждения М-11 мощностью 73,5 кВт (100 л. с).
Фюзеляж сварной из стальных труб, крыло и оперение деревянные, обшивка крыла,
оперения, хвостовой части фюзеляжа полотняная, стойки шасси соединены с
передними стойками — подкосами. Выпускался и санитарный вариант АИР-6.
В августе 1934 года был осуществлен первый дальний групповой
перелет четырех самолетов АИР-6 по маршруту Москва — Горький — Казань — Янаул —
Свердловск — Курган — Петропавловск — Омск — Новосибирск — Красноярск —
Нижнеудинск — Иркутск и обратно. Общая протяженность перелета составила 9 тысяч
километров. Это расстояние было покрыто за 72 часа летного времени.
Самолет
широко использовался на местных линиях Аэрофлота и в санитарной авиации, в
частности в труднодоступных горных районах. Одной из модификаций АИР-6 был гидросамолет
на поплавках. 19 октября 1936 года пилот Я. В. Письменный и механик В. П. Кузнецов
установили на таком самолете мировой рекорд дальности полета — 568,9 километра.
Это был первый официально зафиксированный мировой рекорд для легких самолетов.
23 мая 1937 года Я. В. Письменный на АИР-6 выполнил перелет Киев — Батуми,
установив тем самым мировой рекорд дальности полета — 1297,1 километра. Всего
было построено 950 самолетов АИР-6, из них 20 санитарных.
Основные данные АИР-6: взлетная масса — 961 кг, нагрузка на крыло
— 45 кг/м2, максимальная скорость — 170 км/ч, полная нагрузка — 290
кг.