ГРУЗОВОЙ САМОЛЕТ Г-1
Первый
в мире цельнометаллический тяжелый двухмоторный самолет АНТ-4 (Г-1 и ТБ-1) был
создан под руководством авиаконструктора А. Н Туполева, испытан в полете
пилотом А. И. Томашевским осенью 1925 года. С 1929 года самолет выпускался серийно
как тяжелый бомбардировщик ТБ-1 с двигателями жидкостного охлаждения М 17
мощностью по 367 — 500 кВт (500—680 л. с). У него было свободнонесущее крыло,
размещенное по схеме низкоплана, с обшивкой из гофрированного дюралюминия. С
1934 года ТБ-1 использовался в Аэрофлоте в
качестве грузового самолета
(Г-1) и в виде
гидросамолета с поплавками.
С 23
августа по 1 ноября 1929 года экипаж в составе летчиков С. А. Шестакова, Ф. Е.
Болотова, Б. В. Стерлигова, Д. В. Фуфаева совершил на АНТ-4 «Страна Советов»
первый выдающийся по дальности и сложности перелет из Москвы в Нью-Йорк через
Азию. Расстояние 21 242 километра самолет преодолел за 141 час 45 минут летного
времени, в том числе над океаном 8 тысяч километров за 50 часов 30 минут. 5
марта 1934 года пилот А. В. Ляпидевский на самолете АНТ-4 участвовал в спасении
челюскинцев, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. С 9 февраля по
14 июня 1937 года экипаж в составе летчиков Ф. Б. Фариха, В. А. Пацынко, А. П.
Штепенко, М. И. Чагина, В. А. Демидова и три пассажира совершили на самолете
АНТ-4 большой арктический перелет из Москвы через всю Сибирь и побережье
Северного Ледовитого океана, пролетев
23 тысячи километров и
сделав 47 посадок.
Всего было построено 216 самолетов АНТ-4 разных модификаций.
Самолет Г-1 использовался на
транспортных перевозках в
период Великой Отечественной войны.
Основные данные Г-1: взлетная масса — 7500 кг, нагрузка на крыло —
62,5 кг/м2, максимальная скорость — 201 км/ч, полная нагрузка — 3000
кг.