ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ПР-5
В конце 1920-х годов под руководством авиаконструктора Н. Н.
Поликарпова был создан двухместный самолет Р-5. Основным его назначением
являлась разведка. Кроме того самолет широко применялся как почтовый и
пассажирский (модификация П-5). На Р-5 стоял двигатель М-17 мощностью 367 — 500
кВт (500—680 л. с). Это был полутораплан с минимальным числом стоек и расчалок,
в качестве материала для основных элементов конструкции использовалось дерево.
Было создано 14 модификаций Р-5, из них П-5, ПР-5, ПР-5бис строились серийно.
14 февраля 1934 года во льдах Арктики потерпел крушение пароход
«Челюскин». Для спасения людей, высадившихся на льдину, была организована
экспедиция, в состав которой вошли три самолета П-5, пилотируемые В. С.
Молоковым, Н. П. Каманиным, М. В. Водопьяновым. Летчики эвакуировали большую
часть челюскинцев, за что были удостоены звания Героев Советского Союза.
Самолет П-5 в разных модификациях принимал участие в транспортных перевозках в
период Великой Отечественной войны.
Модификацию ПР-5 разработал авиаконструктор А. Н. Рафаэлянц.
Фюзеляж с четырехместной кабиной. Мощность двигателя 525 кВт (715 л. с). В
феврале — марте 1935 года экипаж В. С. Молокова совершил на этом самолете
перелет Москва — о. Диксон с четырьмя промежуточными посадками.
Основные данные ПР-5: взлетная масса — 3242 кг, нагрузка на крыло
64,5 кг/м2, максимальная скорость — 233 км/ч, полная нагрузка — 1090
кг.