ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ХАИ-1
Пассажирский семиместный низкоплан ХАИ-1 со свободнонесущим крылом
и двигателем воздушного охлаждения М-22 мощностью 355 кВт (480 л. с.) был
спроектирован выпускниками Харьковского авиационного института под руководством
инженера И. Г. Немана. В октябре 1932 года нилот Б. Н. Кудрин впервые поднял
самолет в воздух. Это был первый в нашей стране самолет с убирающимся шасси.
Конструкция его выполнена в основном из дерева. Фюзеляж типа «монокок» овального
сечения, с работающей обшивкой, выклеенной из шпона. В салоне размещались шесть
комфортабельных кресел. Подъем шасси и уборка их в крыло осуществлялись
тросовой проводкой. На двигателе был применен кольцевой
обтекатель.
Самолет ХАИ-1 в те годы занимал первое место в Европе и второе
место в мире по скорости полета среди пассажирских самолетов с двигателем
воздушного охлаждения. В 1934 году ХАИ-1 строился серийно. Было выпущено 43
экземпляра, которые работали в Аэрофлоте, в частности на авиалинии Москва —
Симферополь.
Основные данные ХАИ-1: взлетная масса — 2600 кг, нагрузка на крыло
— 78,3 кг/м 2, максимальная скорость — 324 км/ч, полная нагрузка — 970 кг.