Краткий курс истории советской
(Российской) авиации в период с 1950 до 1980.
Гражданская авиация СССР — это была широкоразвитая
транспортная отрасль народного хозяйства. Она не только обслуживала треть
пассажиров в стране, перевозила миллионы тонн срочных грузов и почты по
авиалиниям протяженностью свыше миллиона километров, выполняла для народного
хозяйства более 150 видов работ, но и соединяла трассами дружбы нашу Родину со
столицами и крупными городами всех континентов, обеспечивала полеты в
заснеженных далях Арктики и Антарктики.
После победного окончания Великой Отечественной войны
гражданская авиация переключилась на обслуживание мирного социалистического
строительства. Ее дальнейшее развитие было связано с созданием новой
авиационной техники, разработанной в ведущих конструкторских бюро, руководимых
талантливыми авиаконструкторами О. К. Антоновым, С. В. Ильюшиным, А. Н.
Туполевым, А. С. Яковлевым.
Первенцами послевоенного пассажирского самолетостроения
стали двухмоторный самолет Ил-12 и его модификация Ил-14. Хорошие для того
времени летные качества обеспечили возможность широкой их эксплуатации во всех
климатических зонах страны, включая Арктику и даже Антарктиду. Их и сейчас еще
можно видеть на некоторых авиалиниях. На местных воздушных трассах
и в авиации специального применения важное место занял
самолет Ан-2.
Почти четыре десятилетия поршневой двигатель и воздушный
винт господствовали в авиации, пока не настала эра реактивных турбин. Сравнительно
легкие и мощные, они позволили самолетам преодолевать тысячекилометровые
расстояния, перевозить сто и более пассажиров на борту. Первенец реактивной
авиации пассажирский самолет Ту-104, созданный в ОКБ А. Н. Туполева, совершив
свой первый полет на трассе Москва — Иркутск в сентябре 1956 года, стал
основным лайнером на магистральных линиях Аэрофлота. Для сравнения вспомним,
что американский «Боинг-707» и английская «Комета-IV» вышли на воздушные линии
только в конце 1958 года, а французская «Каравелла» — в 1959 году.
Успешная работа по созданию самолетов новых типов велась и
в ОКБ С. В. Ильюшина. В 1956 году коллектив приступил к проектированию
турбовинтового самолета Ил-18, и менее чем за полтора года были построены и
испытаны опытные образцы этой машины, а в 1958 году началось ее серийное производство.
Ставшие самыми популярными, самолеты Ту-104 и Ил-18 сослужили добрую службу в
гражданской авиации.
В 1950—1970 годах был заложен прочный фундамент новой
мощной технической базы гражданской авиации: реактивная техника стала ведущей
на воздушном транспорте, удельный вес перевозок на самолетах с газотурбинными
двигателями приблизился к ста процентам. Воздушный флот пополнился новыми
самолетами Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ил-62, Ан-10, Ан-24, Як-40 и другими. Но
даже самые совершенные конструкции со временем морально и технически
устаревают. При этом объемы работ, выполняемые авиацией, и область ее
применения увеличились настолько, что технически и экономически стало
целесообразным создавать специализированные самолеты.
В современной гражданской авиации находятся в эксплуатации
дальние (Ил-62, Ил-62М), средние (Ту-154, Ил-86), ближние (Ту-134, Як-40)
магистральные самолеты, а также тяжелые и легкие самолеты местных воздушных
линий (Як-40, Ан-28 и др.).
К магистральным авиалайнерам предъявляются исключительно
высокие требования не только по части надежности и экономичности, но и
обеспечения комфорта для пассажиров: созданы системы кондиционирования воздуха,
звукоизоляция, удобные кресла, в полете предлагаются музыкальные и телевизионные
передачи, предоставляются питание и прочие услуги.
Освоение труднодоступных регионов страны, в первую очередь
Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, требует принципиально новой
авиационной техники. Уже сейчас созданный в ОКБ О. К. Антонова самолет Ан-124
«Руслан» перевозит 120—150 тонн грузов (его мировой рекорд 171 т). Это не
только крупнейший в мире по размерам и грузоподъемности самолет, но и самый
совершенный конструктивно и наиболее экономичный. Многим примечателен «Руслан».
Для облегчения погрузки он, поджав шасси, может прижаться к земле, а при
разгрузке у самолета поднимается передняя часть фюзеляжа, свободно выпуская
тракторы и автобусы. На борту Ан-124 установлен мощный
электронно-вычислительный комплекс, включающий 36 ЭВМ. Звездой первой величины
назвали «Руслан» зарубежные средства массовой информации и специалисты во время
его демонстрации на 36-м авиакосмическом салоне в Ле-Бурже.
Восхищаясь стремительностью и легкостью движения, могучей
силой, отточенностью формы воздушных лайнеров, надо всегда помнить и о
мужественных тружениках орденоносного Аэрофлота, о конструкторах и специалистах
конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов и заводов, которые
при создании самолета исходят прежде всего из главного принципа —
обеспечения безопасности полетов.
Ведь полеты должны
совершаться строго по
расписанию
днем и ночью и практически при любой погоде. Для этого в
распоряжении экипажа самолета имеются сложные технические и
электронно-вычислительные средства, позволяющие точно выдерживать направление,
скорость и высоту полета, контролировать и управлять положением самолета
относительно земли. Создание этих средств — задача не менее сложная, чем
создание самого самолета. Только развитие таких наук, как физика, радиотехника,
радиолокация, микроэлектроника и т. п., позволило ученым, конструкторам и
инженерам решить целый ряд сложных проблем и обеспечить авиацию современными
средствами самолетовождения.
Предложенные Вашему вниманию эскизы самолетов только в малой мере отражает основные этапы развития и возможности авиационной техники Аэрофлота. Однако мы надеемся, что он будет полезен и любителям авиации, и ценителям технической эстетики, поможет достойно оценить творение ума и рук человека на благо человека, ибо самолет, как справедливо заметил Антуан де Сент Экзюпери, «...не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг».